Тексты

Три страшные ошибки родителей в воспитании детей

  «Мы нашли тебя в капусте»

  На практике постоянно встречаются истории пациентов, которым в детстве ничего не рассказывали о том, как они появились на свет. А если какой-то разговор между ребёнком и родителями был на эту тему – рассказ изобилует множеством небылиц и выдуманных историй, которые подчас выглядят более пугающим образом, чем правда. Часто тема секса и рождения ребёнка является «неудобной» для объяснения, поскольку сложно подобрать слова, которые тактично описали бы всю ситуацию. Так же существует устойчивое мнение, что маленьким детям не нужно знать подробности, это может травмировать их психику. По факту, дело обстоит противоположным образом – вся колкость этой темы лишь навеяна фантазиями взрослых людей, для ребёнка необходим правдивый рассказ для построения представления о процессах деторождения, который способен снизить тревогу и устранить пугающие фантазии и догадки. Достаточно только помнить о том, что отвечать нужно на поставленный вопрос ребёнка, не прояснять дальнейшие подробности, пока он сам дополнительно не спросит о них. Стоит объяснять на доступном языке, опираясь на возраст и словарный запас ребёнка. Не бойтесь говорить со своими детьми о строении тела и его особенностей, это абсолютно естественно и формирует правильный образ тела в психике. Шандор Ференци в своей статье «О форсированных фантазиях» упоминал, что подавление инфантильной сексуальности нарушает психосексуальное развитие субъекта и в последующие годы.

  Отсутствие объяснение времени и пространства

  В психике маленького ребенка тестирование реальности не присутствует с первых дней появления на свет. Эта способность появляется только со временем, благодаря усложнению психического аппарата и накоплению опыта взаимодействия с окружающими объектами. Бессознательные процессы превалируют и, следовательно, в психике отсутствуют чёткие представления о пространственно-временных границах. Информация о том, что к младенцу не стоит подходить во время его крика, чтобы не избаловать его в последующие годы – ложная. Понимание того, что ребёнок каким-либо образом способен влиять на родителей своим поведением появляется далеко не на первом году жизни. А игнорирование призыва ребёнка может привести к психологической травме и негативно сказаться на развитии в последующие годы. Я думаю, каждый из нас хотя бы один раз наблюдал реакцию ребёнка, например 2-3 лет, на уход мамы из квартиры или в соседнюю комнату. Он начинал плакать, поскольку представил, что мама уходит навсегда и не вернется. А ведь достаточно обращённой к ребёнку речи матери, о том, что она уходит на 5 минут и через это время снова обязательно вернётся. Именно так возможно вводить понятия времени и пространства, важно соблюдать временные границы, которые мы произносим ребёнку. Делая это, вы сможете увидеть, как общее беспокойство детей будет спадать.

  «Любовь нужно заслужить»

  В терапии пациенты рано или поздно обращаются к теме «недолюбленности» в детстве. Истории о том, что бабушки или дедушки хвалились своими внуками среди знакомых только в том случае, если те имеют высокие оценки в учёбе, занимают только первые места в спортивных соревнованиях – очень популярны для обсуждения на сессиях. В таких случаях у детей формируется мнение, что только при достижении очень высоких результатов (подчас граничащих с возможностями) можно стать хорошим и получить любовь. Любовь к детям – безусловна. Ощущение, что ребёнка будут любить и не бросят независимо от его оценок в школе и большого количества знаний или умений, помогает достигать значительных успехов по жизни во всех сферах деятельности. Потому что именно в этой ситуации не будет страха оступиться, а появится внутреннее чувство постоянной поддержки со стороны взрослых и возможность не беспокоиться о потере любви. Любовь за то, что этот ребёнок просто является членом вашей семьи и избалованность – разные вещи. Базовое чувство собственной «хорошести» складывается на основе отношений членов семьи к человеку в детстве, и сохраняется на всю жизнь, поддерживая в самых сложных ситуациях, которые могут встретиться на пути.