Тексты

Это вежливость или лицемерие?

Эта статья посвящена психологическому механизму, из-за которого вежливые люди кажутся лицемерами, и соответственно, вежливость вызывает агрессию, вместо того, чтобы облегчать общение.

Причина чаще всего не в том, что вам встретился манипулятор (хотя и такое бывает, но довольно редко), а в том, как человек понимает отношения между людьми, какая у него бессознательная модель общественных отношений. Можно выделить два таких способа, которые мы обозначим “взрослый” и “детский”.

“Взрослый” способ основан на понимании того, как устроено общество – как поле взаимообмена между индивидами. Мы обмениваемся услугами и ресурсами. И в рамках этого обмена мы можем играть свою социальную роль, только если есть дополняющие роли. Например, если к врачу приходит пациент, и ведет себя не как пациент, а как судья или попрошайка, то выполнение роли врача будет затруднено или сорвано. Если преподаватель целью своей работы видит не преподавание, а, например, самопиар (вспомним Златопуста Локонса), студенты будут в недоумении. И так далее.

И вежливость играет очень важную роль в общественной жизни: ведя себя в соответствии с ее нормами, мы делаем это взаимодействие возможным, а его атмосферу – спокойной, предсказуемой. Вежливость – это что-то вроде входного билета в мир социальных взаимодействий.

Но носители “детского” взгляда на мир не могут понять роль вежливости, потому что в их бессознательном отсутствует представление о том, как устроено общество – на то их взгляд и детский. Ребенок в обществе не живет, ребенок живет в семье. И его позиция в семье такова, что он получает, но не должен отдавать. А сколько он может получить желаемого, ребенок определяет по эмоциональному отношению родителей в ситуации взаимодействия: “мама у меня добрая, отпустит ночевать к другу”; “папа сейчас не в настроении, не время просить новый телефон”, и так далее. То есть для носителя детской психики демонстрация расположения к нему – улыбка, вежливое обращение – это знак того, что он получит то, что хочет.

Но как мы понимаем, в социальной жизни вежливость не сопряжена с симпатией и расположением к партнеру по взаимодействию. Хотя бы потому, что мы часто не знаем этих людей – мы имеем дело только с социальными ролями. Врач видит своего пациента впервые, и узнает, как его зовут, потому что прочитал заголовок карточки. Его внимательный взгляд и вежливое “Что вас беспокоит?” – не обещание вылечить немедленно и навсегда (о чем мечтает пациент), а лишь демонстрация того, что он действительно врач, и готов общаться с пациентом. Носитель взрослой психики расценивает вежливость как повод к ответной вежливости, то есть подхватывает заданный социальный контекст, как актер подхватывает на сцене реплику коллеги.

Но если в психике человека преобладают детские паттерны восприятия (и это не зависит от фактического возраста), то он предвкушает, что сейчас он получит то, что хочет. Он смотрит на партнера по социальному взаимодействию как на волшебника, который может сделать все –  и в том числе угадывает сокровенные желания. И конечно, его ожидания скорее всего не оправдаются. Говоря психологическим языком, он будет фрустрирован, а реакция на фрустрацию – агрессия, направленная либо против партнера, либо против себя самого: “А я-то, дурак, поверил этим мошенникам… А им только деньги нужны”.

Почему в бессознательном некоторых людей преобладает «детский» взгляд на общественные отношения? Это определяется индивидуальным развитием психики. Путь психического развития каждого человека – это сложный и непредсказуемый путь. Тяжелые переживания, индивидуальные особенности, неожиданные потери, травматические ситуации могут блокировать развитие психики в определенных зонах. И тогда человек, успешный и адекватный в одних сферах жизни, вдруг обнаруживает (эти открытия обычно происходят в процессе терапии, или в особых жизненных ситуациях), что в других сферах он придерживается нерациональных, мистических или архаических взглядов на жизнь.

Справедливости ради надо сказать, что детские ожидания в глубине души хранят почти все – поэтому мы испытываем детский восторг, встречая того, который понимает наши нужды с полуслова. Но считать такие встречи нормой – значит обрекать себя на постоянные разочарования. Реалистичный взгляд на то, как устроены общественные отношения, помогает сохранить душевные силы и адекватный уровень доверия к людям.

Почему некоторым из нас так трудно выработать этот реалистичный взгляд, несмотря на то, что возраст детства давно закончился? Потому что развитию психики, ее переходу от мира детских фантазий в мир взрослого реализма могут препятствовать внутренние конфликты и постоянная фрустрация неудовлетворенных потребностей развития.

Психика как бы «застревает» в этом переживании, и образуется порочный круг: неспособность реалистично воспринимать окружающее вызывает фрустрацию, фрустрация затрудняет развитие способности к восприятию реальности. Можно прожить всю жизнь в недоверии и озлобленности, где краткие вспышки очарованности и надежды на исполнение желаний будут вновь и вновь сменяться горьким разочарованием.

Психотерапевтическая помощь состоит в том, чтобы создать условия, в которых психика пациента может выйти на путь развития, а не продолжать движение по малоприятному кругу, в котором несбывшиеся надежды сменяются воздушными замками новых ожиданий.