Тексты

Что мешает совместной жизни

Когда влюбленные начинают жить вместе, первое время они счастливы – мечта быть как можно ближе к любимому человеку и видеть его как можно чаще сбылась. Но проходит немного времени, и оказывается, что у любимого человека есть мелкие, незаметные на расстоянии, но ужасно раздражающие привычки. А любимый человек к тому же начинает придираться к вашим маленьким ритуалам и излюбленным способам жить, к которым вы привязаны всей душой.

Как приятно оставить ложечку варенья на дне банки или последнюю печеньку в упаковке и знать, что она будет ждать тебя там. Как раздражают эти недоеденные кусочки печенья и покрывающиеся плесенью остатки варенья в банке, просто невыносимо…

Как приятно напевать всякую ерунду, занимаясь домашними делами. Когда хочется петь – это верный признак хорошего самочувствия и настроения. Как же надоел этот бред, который он(а) может мурлыкать себе под нос много часов подряд…

И так далее.

Отчего мы лелеем свои маленькие привычки, иногда довольно странные? Мы чувствуем, как на нас снисходит спокойствие и уверенность в будущем, когда мы раз за разом их воспроизводим. Мы переживаем эти маленькие странности как часть своей индивидуальности, и в глубине души надеемся, что любимый человек примет и эту часть нашей личности, он же любит нас! Иногда так и происходит.

Но иногда эти повседневные способы самовыражения вызывают у другого непонимание, раздражение, иногда даже отвращение – или обнаруживается, что они делают невозможной совместную жизнь.

Например, ваш партнер просыпается каждую ночь, когда вы мечтательно идете к холодильнику перекусить, а потом жалуется на недосып. Или наоборот, он обожает пользоваться домашними средствами, на которые у вас отчаянная аллергия или рвотный рефлекс. Безобидные, казалось бы, мелочи, могут разрушить идиллию в паре. А ведь любовь казалась такой сильной и практически вечной.

Отчего это происходит? И кроме того, почему, даже если мы действительно хотим жить вместе с этим человеком, попытка изменить свой способ действия вызывает грандиозный, идущий откуда-то из глубины души протест? Даже если мы согласны, что это не лучшая привычка, даже если мы стыдимся ее и хотели бы от нее отказаться – попытки убрать ее из своей жизни приводят нас к открытию, что она держится на чем-то покрепче клея «Момент» и проросла в нас глубже, чем корни растений в пустыне.

Психоанализ показывает нам: ничто, из того, что мы говорим и делаем, не случайно. И за каждой из этих маленьких странностей повседневной жизни стоит определенная история. Если реконструировать эту историю, мы поймем, что она действительно уходит корнями вглубь нашей личности, в очень сильные или очень ранние переживания. Множество таких мелочей, необъяснимых на первый взгляд, З. Фрейд анализирует в своем очерке «Психопатология обыденной жизни», показывая, как за оговорками, путаницей, забывчивостью таится неразрешенный конфликт, неприемлемое чувство или неспособность примириться с каким-то фактом.

Каждая наша странная особенность или забавный ритуал повседневной жизни – это памятник отношениям с кем-то, к кому мы были сильно привязаны, или же попытка заслониться от когда-то пережитой непереносимой тревоги. Каждое такое привычное, но совершенно не обязательное действие – это притча, символическое изображение какой-то истории из жизни, которую мы не пережили, не осмыслили. Потому мы и продолжаем разыгрывать ее вновь и вновь, как Сизиф вкатывал камень на гору, уже зная, но снова не веря, что за шаг до вершины камень вновь покатится вниз.

Отказаться от такой привычки – значит отказаться от важной части жизни, сделать вид, что не происходило того, что на самом деле было и оставило след в нашей личности. Ведь «характер» – система наших постоянных реакций и способов поведения – по-гречески и означает «отпечаток», «чеканка». Чтобы изменить черту характера – по сути, привычку – нужно найти ее корень, ту эмоцию, которая ее породила, то решение, которое мы когда-то приняли.

Когда мы любим и открыты любимому человеку, то нам бывает легко отказаться от какой-то привычки – памятникам другим отношениям и другим чувствам. Мы меняем одну любовь на другую, одно спокойствие на другое. Но что, если привычка возникла в слишком насыщенных, сложных отношениях? Что если ритуал – на самом деле защита от сильнейшего страха, и мы не готовы отказаться от него, такого знакомого, ради неизвестного нам способа жить? Попробуйте не проверять замки три раза подряд перед сном, если у вас есть такая привычка, и вы обнаружите, что из-за нарастающей тревоги заснуть совершенно невозможно.

В некоторых случаях эти глубокие следы прошлого делают маловероятным, чтобы в нашу жизнь пришло что-то хорошее в настоящем, потому что оно требует изменения, а нам слишком страшно, мы слишком сроднились с этим способом жить. Но когда клубок эмоциональных конфликтов распутывается, и скрытые воспоминания поднимаются на поверхность сознания, изменение происходит легко и словно само собой. Вдруг мы перестаем быть привязанными к многолетнему ритуалу и понимаем, что можем выбрать более подходящий для сегодняшнего дня способ действия. Освобождение от груза прошлого, которое проявляется в нашем настоящем в самых причудливых формах – основная задача психоаналитической терапии.